Любовь тоже убивает

В начале октября на сцене Тверского академического театра драмы состоялась премьера спектакля «Восемь любящих женщин» по одноименной пьесе Роберта Тома (режиссёр Александр Павлишин). Пьеса эта широко известна благодаря не только мастерству авторского письма, но и огромному количеству постановок в театрах мира, а также одноименной экранизации Франсуа Озона. Постановку ТАТД смело можно назвать успешной: по данным, предоставленным работниками театра, с 7 октября 2016 по 1 февраля 2017 года прошло 15 спектаклей, на которые было продано свыше 6 544 билетов, что является высоким показателем зрительского спроса. Наша газета не смогла пройти мимо этого театрального события.

В центре действия спектакля обанкротившийся Марсель (Алексей Великотный), основным окружением которого являются роскошные женщины: жена (заслуженный артист России Мартьянова Валентина), сестра жены (Ирина Погодина), его родная сестра (Дарья Плавинская), две дочки (Яна Голубева и Виктория Козлова), тёща (народный артист России Наина Хонина), любовница-служанка (Юлия Бедарева) и домоуправляющая (Наталья Плавинская). Главный герой несчастен, ведь только Катрин (одна из его дочерей) испытывает к нему искренние чувства, ее целью не является нажива. Но страданий Марселя зритель не увидит, потому что героини находят хозяина дома «с ножом в спине»… Вот тут-то и раскрываются сполна женские характеры.

Сюжет спектакля многоступенчатый. Постепенно зрителей погружают в новые и новые подробности, и изначально простая история становится все более сложной и глубокой. На протяжении всей постановки и без того запутанная сюжетная линия с каждым мгновением усложняется всё сильнее, а отношения недолюбливающих друг друга женщин накаляются до предела. И пока весь зал гадает, кто же из них убийца, на сцене царят восемь разных, отличающихся своей неповторимостью и индивидуальностью героинь, у каждой из которых своя история и свои мотивы. 

Спектакль сыгран артистами так, что смотрится на одном дыхании от начала до конца. Игра актёров пронизывает своей выразительностью настолько, что хочется верить каждому слову, каждому движению героев. Если, например, героиня Дарьи Плавинской Пьеретта по-настоящему стервозно-красива, свободолюбива, но зависима от любимого мужчины, то Ирина Погодина, исполняющая роль Огюстины, великолепно демонстрирует образ истеричной и озлобленной от одиночества женщины. Обе гармоничны в своих образах настолько, что личность героя трудно, практически невозможно отделить от личности актера. Также невозможно не отметить грим и причёски. В создании образа немалую роль играет и подбор костюмов (художник по костюмам Ирина Подосёнкова). К сожалению, иногда он вызывал вопрос, в какое именно время происходит действие. С одной стороны, эротично-сексуальный образ горничной Луизы и смешная пижама младшей дочери Катрин больше характерны для современности. С другой стороны, одежда остальных героев всё-таки отсылает ко времени создания пьесы (1950-е годы). 

Зрелищные декорации художника-постановщика Николая Юдина перемещают зрителей на север Франции, о чем намекает нормандский камень в отделке богатого родового особняка. Герои находятся «в клетке», которая обозначена сценографией спектакля в деревянных балках, «держащих» камень, и в обилии клетчатых узоров в интерьере. 

Атмосферу Франции воссоздает и хорошо подобранный музыкальный ряд (Александр Павлишин, Галина Семёнова), в который входят песни известных французских исполнителей. Также в раскрытии характеров помогает световое оформление сцены (художник по свету Михаил Семёнов): это и проекция снега в окне (канун Рождества же), и даже красно-синее освещение в финальной сцене. Все передает напряженность ситуации и неизбежность трагедии.

Самым важным режиссёрским ходом в этой постановке является особое внимание к Марселю: в произведении Р. Тома хозяин особняка возникает только в речи героев, но режиссёр А. Павлишин выпускает героя на сцену. 

Коллектив ТАТД не мог не заметить, как тверские театралы спрашивают билеты на спектакль «Восемь любящих женщин». Постановка приобрела массу новых, порой очень забавных названий, например, «Восемь любимых женщин», «Восемь жён», «Восемь ненавидящих женщин», «Восемь беременных женщин» и т. д. Однако спектакль за своё недолгое существование не только получил заслуженную любовь зрителя (всё-таки это действительно стоящее представление), но и обрёл трагическую и мистическую биографию. 11 ноября 2016 года на сцене после финального поклона зрителям скончался заслуженный артист России Борис Лифанов. И эту смерть очень сложно не переплетать с судьбой героя, сыгранного актёром: Марсель по сюжету спектакля тоже умирает.

Спектакль «Восемь любящих женщин» действительно из тех, которые нужно обязательно увидеть. Он не только раскрывает суть женщин, но и показывает, до чего их может довести отчаяние, одиночество и любовь. Кстати, ближайшие показы состоятся 7 и 8 марта!

Наслаждалась спектаклем Дарья КЛЕЩИНА

ФОТО: Алена КЛЕЩИНА

Похожие публикации

ДРАМАТУРГ МАГДАЛЕНА КУРАПИНА: «СВОБОДА – ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ДРАМАТУРГ МАГДАЛЕНА КУРАПИНА: «СВОБОДА – ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

19 Сентября 2016

В сентябре Тверской академический театр драмы представил на суд зрителей премьеру «неУДОбные» по пьесе современного драматурга Магдалены Курапиной. Смелая постановка на острые темы прошла на аншлагах. Конечно, автор не осталась в стороне и приехала поздравить режиссёра и артисток.

Подробнее
Прожектор. Рецензия на спектакль "неУДОбные"

Прожектор. Рецензия на спектакль "неУДОбные"

26 Сентября 2016

Тверские театралы давно привыкли к преобладанию классического материала в репертуаре Тверского академического театра драмы и, наверняка, ожидали увидеть на открытии театрального сезона на малой сцене постановки по А.П. Чехову, И.А. Бунину или Т. Ульямсу. Но в свой 271-ый сезон ТАТД сделал смелый и рискованный шаг: предложил зрителю премьеру – трагифарс особого режима «НеУДОбные» по пьесе современного драматурга Магдалены Курапиной.

Подробнее